Как живут вятские старообрядцы

Фотографии предоставлены Старообрядческой общиной города Кирова.

После рабочей встречи губернатора Игоря Васильева с епископом Казанско-Вятской епархии Русской Православной Старообрядческой Церкви Евфимием стало известно о строительстве дороги к слободе старообрядцев в деревне Моржаны Юрьянского района. Чтобы больше узнать об общине, я приехала в Нововятский район.

 

Строится храм, расширяется поселение

Церковь у кировских старообрядцев пока неприметная. С дороги или от остановки «Село Красное» сразу не разглядишь. Только когда подходишь к забору, замечаешь и кресты на храме, и строительный вагончик, и доски рядом. Ремонтные работы не прекращаются несколько лет – в очертаниях церкви уже и не узнать здание бывшей сельской администрации.

Меня встречает секретарь общины Нина Кожина. В тёплом бордовом платье до щиколоток, с повязанным на голове платком и без намёка на макияж. Сразу объясняю, что человек я светский, а все знания про старообрядчество почерпнула пока что из интернета. Девушка улыбается и уверяет, что всё в порядке, обо всём расскажет. В небольшом кабинете, где проходит беседа, современная мебель, ноутбук и другая техника. Нина предлагает кофе или чай.

– Мы пользуемся телефонами, компьютерами, интернетом, – рассказывает она про отношение к технологиям. – У некоторых членов общины нет телевизора дома. У меня есть. Правда, в Великий пост мы его не включаем и детям не разрешаем играть в компьютер. Ещё я пользуюсь соцсетями, веду группу общины. Но в 2019 году весь Великий пост в них не была. Вот такие сейчас подвиги!

Нина смеётся, но объясняет, что совсем изолироваться от современного мира старообрядцы, конечно, не могут.

В Кировской области у старообрядцев шесть основных приходов. Самые большие находятся в Кильмезском, Унинском, Омутнинском и Афанасьевском районах. И, конечно, в Кирове. Здешняя община начала свою деятельность в 1998 году, а в 2001-м получила официальный статус. Тогда старообрядцы собирались по домам, и староста общины стал ходатайствовать о строительстве храма. Им выделили здание бывшей администрации села Красное в Нововятском районе. Начали проводиться службы, но без священника. И только в 2014 году в Киров приехал молодой батюшка Герман Чунин. Сейчас строится большой старообрядческий собор на Филейке. Расширение оправдано, ведь на Пасху в Кирове может собраться более 250 человек, а каждую воскресную службу до пандемии являлось в среднем 80-90 прихожан. А ещё в 2016 году старообрядцы организовали своё поселение в деревне Моржаны Юрьянского района. Пока там достраиваются два дома. Но планы у старообрядцев большие: намежёвано 44 участка, выделено место под храм, под магазин, аптеку и спортивную площадку.

 

Без мата, курения и крепкого алкоголя

– Наши женщины нередко ходят в длинных юбках, а замужние – с покрытой головой, – поясняет Нина. - Случается так, что другие люди на это реагируют как-то неспокойно. Ещё у нас неприемлем мат и кутёж. А соседи ведь хотят отдыхать так, как им нравится... Вот мы и пытаемся создать такое поселение, в котором нам будет комфортно.

Юбки в пол, кстати, необязательны. Достаточно выбрать необлегающий фасон и длину ниже колена. В идеале нужно закрывать руки, но в жаркую погоду можно только плечи. Женщинам также нежелательно коротко стричь волосы и наносить макияж.

– А зачем нам краситься? – добавляет Нина и улыбается. – Нас Бог красивыми создал. Конечно, смотришь порой на девушек, и хочется там реснички подкрасить, потому что когда-то это делала. Но ты ставишь себе установку, что для мужа должна красивой быть, а не для других.

Мужчинам-старообрядцам лучше всего ходить подпоясанными и в рубашках - косоворотках. Брить бороду старообрядцам нельзя. Но современные профессии вносят свои коррективы, и порой этого требует техника безопасности. Замуж девушки выходят в сарафанах на старинный манер, но могут и в свадебных платьях. У невесты – нет фаты. Как и на любом старообрядческом празднике, она покрывает голову платком, скреплённым под подбородком булавкой. Не могу не спросить про порядки, царящие в старообрядческой семье, и про отношение к тому же феминизму, о котором много сейчас говорят.

– Глава старообрядческой семьи – это муж. Несмотря на то, что женщина у нас может и сильной быть, и бизнес может вести, иерархия соблюдается такая, как было испокон веков. С тех пор, как я стала ближе к Богу и стала следовать этим правилам, мне живется гораздо проще. Как женщине и как матери. 

Когда-то Нина была менеджером в госучреждении, потом работала в рекламной компании. Но оставила все это в прошлом. Сейчас ее опыт и знания помогают общине, а еще она много времени уделяет дому и семье. Я справедливо замечаю, что не все современные мужчины готовы брать на себя ответственность: статистика по разводам и выплатам алиментов, увы, не самая приятная. Нина поясняет, что в общине действует строгий семейный кодекс. Добрачные отношения запрещены, как и у всех православных. Брак предполагается один на всю жизнь, и разводы – редкость. А вот многодетные семьи – явление у старообрядцев частое: «Потому что мы стараемся не вмешиваться в естественные процессы. Сколько Бог даёт детей, столько и рожаем, и воспитываем». К тому же, по мнению членов общины, в больших семьях дети вырастают более коммуникабельными, отзывчивыми и трудолюбивыми.

Нина приглашает меня на небольшую экскурсию по зданию. Показывает кабинеты воскресной школы, комнату для паломников, приезжающих в Киров на крестный ход, небольшой музей и библиотеку. Последняя производит на меня как на заядлого книголюба неизгладимое впечатление. Столько уникальных изданий в кожаных переплетах, запах старых книг... Возраст некоторых из них насчитывает несколько веков. Вообще видно, что кировские старообрядцы хорошо здесь обжились.

Нина, а что поменялось в вашем быту с приходом в общину?

– Распорядок дня. Если раньше мы умывались и шли пить кофе, то теперь мы умываемся и идём на молитву. Обязательны молитвы перед сном, до и после трапезы. Одежда, внешний вид изменились ещё. А так, жизнь осталась прежней.

А, например, в кафе сходить или ресторан? Какое отношение к алкоголю?

– Ну, я вот не так давно, еще до поста, в ресторане была. Ничего в этом страшного нет. Клубы у нас в общине не приветствуются, но кафе и рестораны посещать можно. Главное – вести себя достойно. А насчёт алкоголя... крепкий пить запрещено. Вино можно. Вино душу веселит, – улыбается Нина. – Медовуху мы ставим, иногда по праздникам открываем. Понятно, что во время постов ничего из этого нельзя. И ещё курение - грех.

 

«Много страшилок…»

О других тонкостях старообрядческой жизни мне поведал настоятель храма во имя святителя Николы. Иерей Герман Чунин – потомственный священник. Родился в Петербурге, детство провёл во Ржеве. С вятскими старообрядцами познакомился во время Великорецкого крестного хода.

– Я видел, что кировская община давно ждёт того, кто бы помог ей в становлении. Моё внутреннее желание и искания общины совпали. Так я оказался здесь, – поделился отец Герман.

Сейчас, помимо духовных обязанностей, его ежедневно занимают и дела сугубо материальные – храм и слобода сами не построятся, нужно и документы готовить, и с людьми договариваться.

Одет он просто: в брюки и синюю косоворотку. Говорит неспешно. Ему 34 года, но по общению кажется, что старше. Это естественно, ведь ему приходится быть духовным отцом и наставником всей кировской общины, которая растёт из года в год.

– Старообрядчество в Кирове сейчас очень сильно обновилось. На Великорецком крестном ходе 70-80 процентов – всё молодёжь. И детей на службы приходит много. Сейчас кировские старообрядцы мало чем отличаются от других людей. В плане определённого образа жизни или там определённой одежды. Мы как раз не считаем, что это является основой. Не в этом суть. Отличаемся мы в духовных и нравственных вещах.

Пока я потихоньку собираюсь, отец Герман рассказывает, что большая община старообрядцев сейчас находится в Турине (Италия). Там около 3000 прихожан. Старообрядцы расселились по всему миру – создали множество общин в Европе, Америке и даже в Австралии.

– Вокруг нашего образа жизни ходит много страшилок, – добавляет напоследок он. – Что мы, например, не пользуемся гаджетами. Это миф, конечно. У меня почти такой же телефон, как у вас, я общаюсь по вотсапу во время рабочего дня. Раз в неделю смотрю с детьми какое-нибудь хорошее кино, но вот мультики стараемся не смотреть. Старообрядцы так же работают, решают дела, так же отдыхают: кто в Турции, кто где-то ещё. Я вот летом с семьей езжу на русский юг. Мы пользуемся всеми благами цивилизации, просто в чём-то ограничиваем себя, контролируем. А в остальном жизнь у нас такая же, как у всех.


Автор: Анжела Овчинникова
Подписывайтесь на нас в соцсетях