2SDnjdXCtMw

Какие мы - вятчане? «Источник» изучил вятский менталитет

 

Этой темой я заинтересовалась неслучайно. Поездив по соседним республикам, я заметила, что там по-настоящему ценят свою самобытность. Жители республик знают, кто они есть, какова их история и культура, и гордятся своими корнями. А мне, вятчанке, в той же школе ни знаний этих, ни гордости не привили. «Обидно», - подумала я и решила наверстать упущенное.

 

Многонациональный край 

«Правильно - вятчане, а не вятичи», - предупреждает меня Эльвира Касимова, научный сотрудник Кировского областного краеведческого музея. Изучать вятский менталитет первым делом я отправилась именно туда. Вятичи, как выяснилось, - это было такое древнерусское племя, жившее в бассейне Верхней и Средней Оки. К нам, современным кировчанам, они не имели отношения.

- К народам, которые проживают издавна на территории региона, относятся русские, татары, удмурты, коми и марийцы, - рассказывает Эльвира Гаффаровна. - Причем, удмурты - это наиболее древний народ, заселивший Вятскую землю. Русские появляются здесь с конца 12 века. В основном это были крестьяне, пришедшие с земель Великого и Нижнего Новгорода.

Кировская область - это настоящая смесь культур и традиций. Например, русские вятчанки переняли любовь к украшениям у удмуртов, марийцев и татар. На фото - удмуртские украшения.

 

То есть современные кировчане - это смесь народов и культур. В давние времена на территории Вятской губернии случалось, к примеру, много браков между русскими и коми. И женский костюм у представительниц этого финно-угорского народа в какой-то момент стал очень похожим на костюм русской вятчанки. Зато такое блюдо, как пельмени, русские, напротив, позаимствовали у коми либо удмуртов. Эта смесь культур прослеживается во многих моментах, если дело касается Кировской области. На территории нашего региона, к примеру, сложно выявить один национальный костюм - их тут в избытке, особенно если речь идет о женской моде. У мужчин ведь все было проще: рубаха, порты да лапти. Если деньги позволяли, то не лапти, а сапоги. Последние были чем-то вроде хорошей машины или дорогого смартфона - показателем статуса.

- Марийцы вышивали очень много, а русские вятчанки - мало, зато славились как искусные ткачихи, - объясняет разницу в костюмах Эльвира Гаффаровна - Рисунки на одежде русской вятчанки обычно были вытканными, а не вышитыми.

Любовь к украшениям современные кировчанки, опять же, переняли от представительниц удмуртов, татар и марийцев. Что коми, населявшие Вятскую губернию, что русские вятчанки украшали себя мало. Максимум - бусы да серёжки, и то они водились не у всех. Возможно, повлияла на любовь к драгоценностям и городская мода.

 

Закоренелые ремесленники

Что бы там ни говорили оптимисты, но с климатом вятчанам не повезло. Зима, серость и темень длятся дольше, чем во многих других регионах. Света мало, холода много, а, как известно, обилие солнца и тепла способствуют хорошему иммунитету и настроению. Как в таком случае проживали зиму наши предки? Какие рецепты «против холода и темноты» были у них и подходят нам? Ответ нашелся все в том же Краеведческом музее. Эльвира Гаффаровна рассказала о том, что Вятский край - это край ремесленников:

- У нас было очень много ремесленников, потому что земля давала небогатый урожай - почва скудная. Так что хорошим подспорьем для вятчан были именно ремёсла. Это, например, гончарное производство. Оно было одним из наиболее развитых ремёсел у нас в губернии. Вятчане также плели изделия из корня сосны, делали мебель. У нас край лесной, поэтому промыслы, связанные с деревообработкой, у нас были очень популярны. Даже лапти наши шли на продажу в южные регионы.

Еще одним известным нашим промыслом была, конечно, вятская гармошка. Её тоже раскупали по всей российской империи. Да и в наших вятских селениях первым парнем на деревне был именно тот, у кого водилась гармонь. Играли у нас и на самодельных скрипках, и на гуслях, а удмурты, например, - на волынке. Но со временем гармонь все вытеснила: под нее пели, танцевали и водили хороводы. Так что рецепт от зимней тоски, «прописанный» у кировчан на генетическом уровне, на самом деле прост: хорошая музыка, общение с близкими и друзьями, а также хобби-ремесло, которым можно занять руки. Кстати, уже доказано, что ручной труд сродни медитации. Он успокаивает и повышает уровень дофамина - нейромедиатора, отвечающего за хорошее настроение.

 

Про губницу, дожинальницу и алябуш 

Дальнейшее изучение «вятскости» привело меня к еде. Кухня, как мне кажется, многое может рассказать о людях, проживающих в той или иной местности. Взять тех же итальянцев и их пасту или тирамису. Разве можно есть эти блюда второпях? Нет, итальянская кухня - это про удовольствие, про неспешность, про солнце, море и «дольче виту». А что издавна ели вятчане? Что говорила эта еда о них и говорит теперь о нас? С этими вопросами я обратилась к автору книг о вятской кухне Марии Сауровой.

- Тюря, губница, дожинальница, осердница, подкоголь, макуха, алябуш, картофельник, загибени - все это названия блюд вятской кухни, - рассказывает она. - У нашей кухни есть ряд особенностей. В первую очередь это уважительное отношение к хлебу. Не зря говорили: «Вятка - хлебу матка». В 17-18 веках наш край считался житницей северной России и главным поставщиком ржаной муки, поэтому и выпечка была в основном ржаная.

Осердница - традиционное блюдо вятской кухни из куриной печени и картофеля. В старину осердницу готовили в чугунке или керамическом горшке. Фото предоставлено Марией Сауровой.

 

Для вятской кухни также характерно использование подножных трав: крапивы, щавеля, сныти, хвоща. Очень много блюд готовили из субпродуктов - печени, сердца, почек и т. д., а также из картофеля. Со слов Марии, в этом вопросе Вятка может посоперничать даже с Белоруссией!

- Семьи были очень большими, а хозяйки - экономными. Когда зарезали скотину, сначала съедали внутренности и только потом приступали к мясу, - объясняет Мария. - В вятской кухне также очень много тушеных блюд, когда все ингредиенты складываются в горшок и отправляются в печь. Блюда просты в приготовлении, ведь времени на изыски у вятских хозяек не было.

В то же время для вятчан нехарактерно использование специй, ведь крестьянам они были не по карману. Максимум, что они могли себе позволить, - это соль, чеснок и лавровый лист.

Фотографии для инфографики предоставлены Марией Сауровой. Авторы: Александр Быкасов, Юлия Ляпунова, Мария Саурова.

  

Cуровые, но добродушные люди 

С историей и кухней, кажется, разобрались. Почему бы не перейти непосредственно к вятскому характеру? Я изначально предполагала, что у вятчан в характере есть своя особинка. Ну не мог не повлиять на нас тот же климат! Мои предположения подтвердила проректор ВятГУ Екатерина Митягина. В Центре прикладного анализа данных Вятского государственного университета она вместе с другими участниками исследования проанализировала 6 тысяч отзывов о людях, живущих в Кировской области. И вот что им удалось узнать.

- В большинстве отзывов вятчане описываются как несуетливые люди, которые никуда не торопятся, но все успевают, - объясняет Екатерина. - Нас отличают специфичный местный говор, спокойствие, углубленность в самих себя и медлительность. Добродушие, но не доброжелательность. Мы редко улыбаемся, часто «бурчим что-то себе под нос», смотрим искоса и хмуримся. Туристы объясняют эти особенности суровостью и дождливостью местного климата. Но если вятчанин открывается тебе, то он становится отзывчивыми и гостеприимным. И это гостеприимство является сердечным и бескорыстным, честным и простым.

По словам Екатерины, люди бизнеса отмечают, что с нами нелегко иметь дело. Вятчане с трудом отказываются от привычного, не идут на риск и слишком долго обдумывают предложения. Кроме того, мы домоседы, неохотно покидающие насиженные места.

 

«Вятский народ - настоящий языкотворец!» 

У нас с особинкой не только люди, но и русский язык. В этом я убедилась, пообщавшись с Зоей Викторовной Сметаниной - руководителем лаборатории экстралингвистических исследований, а также доцентом кафедры русского языка, культуры речи и методики обучения ВятГУ.

- Вятский народ - настоящий языкотворец! В каждом районе и в каждой деревне есть свои особые слова, - говорит Зоя Викторовна. - Попробуем выделить некоторые из них, употребляемые только в вятских говорах. К примеру, глагол «варакосить», то есть говорить вздор, сквернословить. От него возникло устойчивое сочетание «варакосное слово», что означает - бранное, вульгарное. В наших говорах вообще много интересных глаголов. Например, «изверескать» - изорвать, износить что-нибудь из одежды. Вы видели и слышали когда-нибудь, как горит можжевельник, вереск? Понимаете, какой образ положен в основу наименования и сколько эмоций вложено в создание этого слова?!

В нашей речи можно найти и ставшие уже привычными, но на деле исключительно вятские слова и выражения. К примеру, слово «подсобирываться», то есть начинать заранее потихоньку собираться. Сюда же стоит включить и вятское произношение глагола «ре́шить» с ударением на первом слоге, а также просторечное употребление глагола «дождать» вместо «дождаться».

- Типично вятскими будут и ответ для выражения согласия сделать что-нибудь - «ну дак что (што)» и совпадение мнения с собеседником - «ничего не говори», - добавляет Зоя Викторовна.

 

На Вятке свои порядки

Наши поговорки - это тоже настоящее сокровище для тех, кто хочет понять вятскую душу. Почему? Потому что в них на редкость ярко проявляется наш менталитет.

- Наиболее часто можно услышать первую часть поговорки: «Вятские ребята хватские - семеро одного не боятся», - продолжает беседу Зоя Викторовна. - Гораздо реже звучит продолжение, в котором проявляется самоирония вятчан: «А один на один и котомки отдадим». Эту же шутливую линию подхватывает поговорка «Вятский в бою не сробеет и на печи не сдрожит». Нельзя не заметить в наших поговорках и желание похвастаться, подчеркнуть свою особинку: «Вятка - всему богатству (хлебу) матка» или «На Вятке свои порядки».

Знаете, кто был «первым парнем на вятской деревне»? Парень в сапогах, потому что они были очень дорогими, и обязательно - с гармонью. Гармонь и стоила прилично, и девиц зачаровывала еще как!

 

Под конец нашего разговора я не могу не спросить Зою Викторовну о знаменитом вятском говоре. Мне интересно, только ли «оканьем» отличаемся мы? Оказывается, нет.

- Думаю, в вятском говоре можно выделить еще одну яркую черту: нас узнают по интонации, - поясняет она. - Во-первых, у многих вятских слишком быстрый темп речи. Во-вторых, у нас происходит подъем тона в завершении речевого отрезка, или каждое слово имеет подъем тона на ударном гласном, тогда как в литературном языке и в южнорусских говорах о завершенности высказывания свидетельствует нисходящее движение тона. Еще нас узнают по стяжению гласных звуков и пропуску звука «й». Например, «рассматривам» вместо четкого «рассматриваем».

 

Вместо эпилога

 

Н. Хохряков, «Вятка», 1900 год.

 

Проведя это небольшое исследование, я, безусловно, осознаю, что пробежала по верхам. Изучение вятского менталитета - это огромное поле для деятельности. Но пускай на нем трудятся люди учёные. Мне, простой вятчанке, хватило маленькой капли, чтобы увидеть другим тот край, где я родилась и живу. Жаль только, что не все мы относимся к своему региону, как к земле, на которой действительно «свои порядки». Нам бы перенять этот опыт у республик: в тех же школах уделить больше внимания краеведению, при помощи различных мероприятий учить и маленьких, и взрослых кировчан понимать себя и собою гордиться. Тут ведь вот в чём дело. Я знаю множество кировчан, уезжающих в столицы и другие страны. Зачастую они отмахиваются от вятских корней, как от чего-то постыдного. Проходит несколько лет, и человек уже не вспоминает про Киров, вовсю называя себя «москвичом», «петербуржцем» или кем-то там еще. В этих ситуациях мне не «за державу обидно». Вятка, несмотря на все имеющиеся проблемы, - замечательный край с особинкой, с красивой природой и душевными людьми. Вятка не обязана никому ничего доказывать. В этих ситуациях меня печалит, скорее, тотальное неуважение людей к самим себе и к своим - на самом-то деле интересным - корням.

 

*В телеграм-канале «Источник Онлайн» проходит викторина: «Насколько ты вятчанин или вятчанка?» Переходите по ссылке, жмите «Пройти тест» - «Старт» - и поехали!

 

Инфографика: Александр Чучкалов. Благодарим за помощь в подготовке материала ВятГУ, Кировский областной краеведческий музей и Марию Саурову.


Автор: Анжела Овчинникова
Подписывайтесь на нас в соцсетях
2SDnjdfjfFF
2SDnjeBpxmw
2SDnjeeTgcR